Интернет-дайджест novCITY.ru - Новости и события Великого Новгорода

Кинофильм "Догвилль" или что есть истинная добродетель

Кинофильм "Догвилль" или что есть истинная добродетель

Сегодня посмотрела художественный фильм «Догвилль» и испытала сильное потрясение. Пребываю в полном смятении. Я не очень люблю произведения и фильмы, которые в процессе чтения или просмотра заставляют задаться большим количеством философских вопросов, включиться в размышление автора о них, и, когда ты уже готов получить правильные ответы, тебя оставляют наедине с собой. Но эта нелюбовь эгоистична и примитивна, потому что люди не любят выходить из своей зоны комфорта и хотят попроще да побыстрее получить удовольствие. Но со своими пороками нужно бороться. Поэтому я снова и снова заставляю себя двигаться, в физическом и умственном плане.

Действие фильма разворачивается в маленьком американском городке 30-х годов. Беззащитная девушка скрывается от преследующих ее гангстеров и набредает на крошечный городок Догвилль, расположенный на заброшенной шахте, в котором проживают около 20 человек. Один из жителей укрывает ее от преследователей и уговаривает остаться, заверив, что местные жители поддержат ее, а взамен за их доброжелательность она может предложить простую помощь по хозяйству. И девушка решает довериться.

А дальше речь идет о том, что происходит с людьми, когда они чувствуют свою безнаказанность и могущество, когда к ним в руки попадает существо, полностью от них зависящее; что бывает, когда человек оказывается беззащитным, зависимым и попадает в безвыходное положение, как он переживает трудности и в чем находит утешение. Показана человеческая сущность и раскрыт колоссальный парадокс человеческой природы, которая непостижимым для меня образом сочетает в себе порочность и одухотворенность.

Сцены массовой травли человека, слабость которого лишь в его одиночестве, всегда вызывают во мне жгучее чувство несправделивости и даже ненависти. Хотя дело даже не в давлении большинства на меньшинство, а в попрании справедливости и людской неблагодарности. Данко в «Старухе Изергиль» Максима Горького. Малена – героиня одноименного фильма. Любой военный фильм о противостоянии разных сил и выживании в этом мире слабости.

Просматривая фильм «Догвилль», я в очередной раз подумала о том, как хорошо, что я не матерь драконов. Потому что иногда меня наполняет желание просто сжечь всех и вся. Как, например, этот собачий город в кино. Смотрела сцены, в которых откровенные издевательства и унижения достигали своего апогея, и думала, как справедливо было бы всем отомстить. Вот прям стояла бы и смотрела, как все вокруг полыхает. Но потом дошла до концовки и поняла, что мое материнское сердце уже совсем не так горячо, как было до рождения ребенка, и ни одно преступление не может быть оплачено жизнью невинного младенца.

В то же время, вспомнив боль и унижение, негодование и обиду, которые чувствовала я сама, глядя на главную героиню, я поняла, что не могу осудить ее за принятое ею решение в конце. Не буду предполагать, что сделала бы на ее месте. Дай Бог, никогда этого не узнаю. Но убийство младенца автоматной очередью… Тем не менее, я твердо верю в одно: когда ты кого-то обижаешь, у него появляется моральное право на тебя обижаться. А вот что он с этим правом на обиду будет делать, это уже только его решение, на которое никто не в силах повлиять. И понимание этого человека, что такое справедливость и как поступать с обидчиком, может быть абсолютно непредсказуемым. И он вполне может решить, что смерть твоего ребенка – подходящая цена за его разбитые фарфоровые фигурки.

Кажется справедливым, что обидчик заслуживает того же, чему подверг другого. Украл последнее – лишись всего. Унизил – почувствуй себя рабом. Убил – умри. Но на деле в жизни все гораздо сложнее и подобные рассуждения – лишь попытка упростить мир, чтобы понять его. У всех свое понимание обиды, справедливости, правильного и неправильного. Но на языке все же вертится что-то о том, что изначально все равны по своим правам и по идее ни у кого не должно быть специфических привилегий. Хотя абсолютно непонятно, о каком начале идет речь и по какой идее так должно быть…

И напоследок. Мы живем в современном обществе, будучи абсолютно уверенными в его цивилизованности. Но даже в нем при всей его развитости находится место ужасающим преступлениям в огромном количестве. Особенно там, где происходят вооруженные конфликты, где различия между сильным и слабым становятся особенно очевидными и легко достигаемыми: взял автомат и перевес на твоей стороне.

Мы живем в обществе законов и наказаний, которые призваны обеспечить порядок и безопасность. И верим, что совершенство законодательной системы – мерило цивилизованности современного социума. Но для меня это мерило дикости социума, в котором безопасность – лишь следствие страха перед наказанием и иллюзия. Для меня цивилизованность общества – это то, что живет в голове и сердце каждого его гражданина: ценности, принципы, философия.

Вы только представьте, что станет с нашим миром, если любые законные наказания будут упразднены. Если станет процветать безнаказанность.

У вас нет ощущения, что на самом деле мы далеко не так цивилизованны и развиты, как хотим о себе думать? Ощущения, что мы просто себя обманываем?..

18:49
363

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!